Мимика и позы собак

При помощи движений губ, ушей и глаз собака способна выражать самые разнообразные настроения. Перечисленные органы дополняют друг друга как врожденные выразители инстинктивных состояний и в качестве возбудителей инстинктивных действий. Спектр состояний, передаваемых с их помощью, достаточно широк. Специфика мимических реакций может быть связана как с породой, так и с индивидуальными особенностями собаки. С практической точки зрения, для человека особенно важно звать, когда собака готова совершить нападение, то есть способы выражения агрессивного состояния. Определить агрессивный настрой собаки, как правило, не составляет большого труда. Особенно ярко он проявляется в характерной гримасе - обнажении передних зубов и клыков.

Степень агрессивности собаки
Степень агрессивности можно определить и по другим проявлениям. Если собака настроена агрессивно, и при этом не испытывает страха, для нее характерны торчащие уши, которые она сдвигает и слегка вытягивает вперед. Чем интенсивнее агрессивность, тем больше будут обнажены зубы. Иногда даже бывают видны клыки, особенно со стороны, обращенной к предполагаемому противнику. Очень обозленная собака поднимает мочку носа вверх. На морде при этом образуются складки: на лбу я вокруг глаз. Такие складки, расположенные в продольном направлении, характерны для собак, чье состояние агрессии сопровождается страхом. В этом случае она готова защищаться, но не нападете. Если собака просто агрессивна и не испытывает никакого страха, она не отводит углов рта назад. Агрессивное состояние характеризуется также тем, что шерсть на холке, спине и крестце поднимается дыбом. Когда степень агрессивности достаточно высока, шерсть поднимется уже через 2-5 секунд после того, как собака обнаружила источник опасности. Шерсть вздыбливается мелкими мышцами, которые активизируются действием гормонов. При возникновении ситуации, порождающей агрессивность, происходит немедленный выброс адреналина в кровь. Когда степень агрессивности не очень велика, шерсть поднимается дыбом лишь спустя полминуты и остается вздыбленной еще некоторое время после исчезновения опасности. Все время, пока шерсть стоит дыбом, собака продолжает проявлять агрессивность. У длинношерстных собак рефлекс вздыбливания шерсти присутствует так же, как и у коротко­шерстных, хотя заметить его, конечно трудно.

Другим средством агрессивности собаки
Другим средством выражения агрессивности собаки является выражение глаз, приобретающее твердость и остроту. Хотя взгляд может быть пристальным и в иных, отличных от агрессивности состояниях, например при выражении привязанности. Собака же, объятая страхом, никогда не будет смотреть на своего противника. Помните, что пристальный взгляд в упор на собачьем языке жестов означает вызов. Поэтому, подходя к чужой собаке, никогда не смотрите на нее прямо в упор, а слегка отводите взгляд в сторону, никогда не рассматривайте пса слишком пристально. Чувство страха в повседневной жизни собак также может иметь разные градация и выражается очень разнообразными способами. Иногда это может быть лишь чувство неуверенности или подавленности при виде незнакомой собаки. Животное может испытывать неуверенность также в том случае, когда слышит незнакомый звук или видит что-то смутно различимое. Но иногда собака может испытывать состояние, близкое к панике, хотя очень сильный страх - явление достаточно редкое, как для предка собаки волка, так и для нее самой. Степень испытываемого страха можно определить по поведению животного и его мимике. Уши собаки будут прижаты тем сильнее, чем больший страх она испытывает. Если уши просто приподняты, это означает, что собака просто насторожена, но настоящего страха не испытывает.

Боязливая собака
Чем более боязлива собака, и чем больше она боится, тем сильнее будут прижаты ее уши. Углы рта при этом скашиваются вниз, морда кажется вытянутой, в то время как у просто агрессивной собаки она тупая. Чем сильнее противник и чем печальнее опыт общения с ним, тем сильнее оттягиваются углы губ. Лоб по мере усиления страха становится все более гладким. Но даже в состоянии самого крайнего страха обязательно присутствует агрессивность и готовность к самозащите. Внешне это выражается в том, что уши прижимаются не полностью, а зубы оскалены. Губы при этом не поднимаются так же высоко, как в просто агрессивном состоянии. Рассерженная собака, не парализованная крайней степенью страха, совершает начальные движения нападения. Она продвигается по направлению к источнику страха или стоит в характерной позе: голова на высоте спины, морда слегка опущена, передние лапы расставлены шире обычного. В этом случае собака может перейти в нападение. Если собака просто напугана, она поднимает голову, выгибает спину в пояснице и поджимает зад. Это так называемая поза самозащиты. Принявшая ее собака может завизжать от страха, особенно если страх усилится. Испуганная собака может совершать начальные движения, имитирующие укусы противника. Она щелкают зубами, делая хватательные движения зубами. В целом нужно сказать, что мимические комбинации варьируются в зависимости от породы, а также от индивидуальных особенностей собаки. То, что у одной собаки выражает лишь слабое раздражение, у другой представительницы той же породы может служить признаком готовности к нападению.

Разбирая различные психологические ситуации
Поэтому, разбирая различные психологические ситуации, необходимо в первую очередь учитывать характер собаки. Иначе можно неверно оценить ее состояние в данной ситуации. Как видите, понимать собаку нужно учиться, узнавая ее: так же, как мы узнаем и учимся понимать друг друга. Многих ситуаций, отрицательно влияющих на отношение людей к собакам, можно избежать, если стремиться к пониманию того, что в том или ином случае выражает морда собаки. Если средствами своего языка собака проявляет недружелюбие по отношению к человеку, то, гладя ее, всю ответственность за последствия он берет на себя. Но не только страх и озлобленность могут выражаться собачьей мимикой. В мирной домашней обстановке наиболее часто проявляются два позитивных состояния: умиротворенность и игривость. Собаки, имеющие подвижную кожу на морде, в состоянии полного умиротворения и довольства выглядят так, как будто они улыбаются, доставляя тем самым хозяину большую радость. При этом в углах рта собаки образуется отчетливая складка: вокруг рта или немного сбоку. У собаки, любящей ласку, улыбка становится более заметной, когда ее гладят. Однако, довольно малейшего чувства неуверенности или беспокойства, чтобы улыбка исчезла. Вообще улыбка собаки означает, что собака счастлива, довольна или предвкушает что-то приятное. Призывая к игре соплеменницу, которая меньше, чем она сама, собака обычно приподнимает уши и держит их несколько ближе друг к другу, чем при агрессивном состоянии. Собака же мелкой породы, которая хочет поиграть с более крупной и сильной, оттопыривает уши назад. Желая продемонстрировать высокомерие, собака самые обычные движения совершает в более медленном темпе, как бы преувеличенно. Это особенно хорошо прослеживается при встрече двух кобелей. Когда ситуация максимально приближена к драке, демонстрация движений может смениться полной неподвижностью. Особого внимания заслуживает хвост, по движениям которого можно судить не только о настроении, но и о физическом состоянии собаки.

Потенциальная выразительность хвоста собаки
Потенциальная выразительность хвоста собаки хорошо прослеживается при сравнении последнего с хвостом ее далекого серого предка. Между движениями и строением хвоста волка и собаки есть некоторые существенные различия. Волк обычно не поднимает хвост выше линии спины и размахивает им не так часто, как собака. Волчий хвост отличается от собачьего и по форме: он почти прямой, в то время как у собаки он чаще всего изогнут. Основание хвоста у собаки чаще всего шире, чем у волка. Вероятно, активное помахивание хвостом у собаки связано с хорошим развитием мышц и сухожилий основания хвоста. Процесс эволюции и искусственного отбора, по всей видимости, в большей степени повлиял на характер выражения состояний собаки при помощи хвоста, а не других частей тела (морды и головы). Положение хвоста и его движения достаточно наглядно отражают общий настрой собаки. Вообще помахивание хвостом - очень важный приветственный жест и выражение дружелюбия. Кроме того, он может выражать возбуждение и предвкушение. Когда охотничья собака идет по следу, она резко и быстро помахивает поднятым хвостом. Особенно сильно она будет им размахивать, когда ожидает что-нибудь приятное от хозяев или своих же сородичей. Когда собака рассержена и уже готова вступить в драку, она размахивает хвостом очень быстро и держит его в вертикальном положении. У собаки понимающей, что она явно сильнее противника, хвост подрагивает. Чем увереннее чувствует себя собака в ситуации столкновения, тем выше она держит хвост. Если собака держит хвост ниже обычного, это означает, что она устала или чувствует себя больной или разочарованной. Испытывая страх, собака поджимает хвост так, что он оказывается между задними лапами. Это означает готовность к бегству или к подчинению другой, более крупной собаке. Точно так же собака ведет себя и по отношению к людям, которых боится. Ее поджатый хвост может часто подрагивать. Причем работает только его кончик. При этом собака держит голову в наклонном положении и совершает начальные движения, имитирующие падение на спину. Если соба­ка выражает полную покорность, ее уши прижаты к голове, углы рта оттянуты, взгляд неуверенный. Крайняя степень покорности и страха выражается резкими помахиваниями хвоста, зажатого между ног под брюхом. Помахивание хвостом, адресуемое другим особям, служит важным сигнальным движением. Совершая его, она одновременно способствует распространению запахов, важных для внутривидовых взаимоотношений. Именно по этой причине собаки помахивают хвостом на разных стадиях развития своих взаимоотношений. Поза приглашения к игре выглядит приблизительно так: собака припадает на передние лапы, высоко поднимает хвост и повиливает им, морда приподнята, уши заложены назад, уголки рта оттянуты, собака «улыбается», глаза смотрят снизу вверх и слегка в сторону. Все это вместе взятое означает «Давай поиграем!» и может быть обращено как к другой собаке, так и к человеку.